Диссертация (PhD)

Автор бестселлеров "Психосоматика: тело говорит" и "Психосоматика детских травм"

Автор первых в России медитаций психосоматического профиля

"Влияние травмирующего детского опыта на формирование депрессивного личностного радикала у взрослых"

Диссертация
Актуальность исследования обусловлена устойчивым ростом клинико-социальной нагрузки, связанной с депрессивными расстройствами, которые в настоящее время рассматриваются не только как ведущая причина утраты трудоспособности и снижения качества жизни
Екатерина Тур
врач, психосоматолог, нейропсихолог
Актуальность исследования

Предлагаемая работа отвечает на указанный вызов за счёт интеграции нескольких перспектив анализа

  • Психодинамической
    анализ
  • Когнитивной
    анализ
  • Нейрофизиологический анализ
  • Ресурсно-психотерапевтический анализ
Значимость темы усиливается необходимостью уточнения механизмов, посредством которых травмирующий детский опыт трансформируется в устойчивые личностные структуры взрослого человека.
Существующие теоретические модели в большинстве случаев описывают последствия детской психотравматизации на уровне индивидуальных факторов риска, тогда как сфокусированный анализ целостных личностных констелляций, объединяющих мотивационные, ценностные и регуляторные компоненты, представлен фрагментарно
  • У 124 взрослых женщин проведена комплексная оценка травмирующего детского опыта, уровня тревожно-депрессивной симптоматики и параметров инстинктивно-ресурсного профиля с использованием стандартизированных инструментов и авторских методик
  • Показано, что стресс матери во время беременности, эпизоды гипоксии, нарушения раннего телесного контакта и госпитализации новорождённых сопряжены с индикаторами дисфункции парасимпатической системы и нестабильностью аффективной саморегуляции в зрелом возрасте.
Степень научной разработанности проблемы
Значительные теоретические и эмпирические основания заложены в работах
Дж. Боулби, В. Фелитти, А. Бека, Э. Верони, Р. Эмери, М. Тейч, Б. Ван дер Колка и других исследователей.
Доказавших, что неблагоприятные детские воздействия — насилие, пренебрежение, утрата родителей, хронический стресс — инициируют каскад нейробиологических и когнитивно-аффективных изменений, формирующих длительную предрасположенность к депрессивным и тревожным расстройствам.
Крупномасштабные исследования
Дж. Боулби, В. Фелитти, А. Бека, Э. Верони, Р. Эмери, М. Тейч, Б. Ван дер КолкаВ. Фелитти и Р. Анда (Adverse Childhood Experiences Study, 1998–2019) и других исследователей.
Продемонстрировали прямую дозозависимую связь между количеством категорий неблагоприятного опыта и риском развития депрессии, тревожных расстройств, зависимостей и соматических заболеваний
значительный вклад в исследование последствий детской психотравматизации внесли
В. Н. Мясищев, В. В. Ткачук, Н. П. Коваленко, В. Д. Менделевич, В. В. Дворянчиков
Которые разработали концепции личностной уязвимости, межпоколенной передачи травмы и психосоматической детерминации эмоциональных нарушений.

Несмотря на богатый теоретический и эмпирический материал, современная наука всё ещё не располагает целостной моделью, объясняющей, как именно кумулятивный травматический опыт детства и перинатальные влияния формируют депрессивный личностный радикал

Цель исследования
предполагает решение комплексной задачи — установить закономерности, связывающие кумулятивный травматический опыт детства
включая эмоциональное, физическое и сексуальное насилие, пренебрежение, утрату объектов привязанности, семейные конфликты и аддиктивное поведение родителей) с особенностями личностной организации во взрослом возрасте, характеризующимися снижением витальности, нарушениями самооценки, дефицитами саморегуляции и повышенной аффективной лабильностью
В исследовании поднимается вопрос о том, каким образом ранний стресс влияет на становление регуляторных систем, ответственных за адаптацию, а также как индивидуальные различия в инстинктивном и ресурсном профиле могут усиливать либо смягчать последствия детской психотравматизации.

Тем самым целью становится не только описание факта влияния травмирующего детского опыта, но и построение интегративной модели, объясняющей развитие депрессивного личностного радикала как результата взаимодействия биологических, психологических и социокультурных факторов

Для реализации цели исследование направлено на последовательное решение нескольких логических уровней:

  • теоретический уровень

    Систематизация научных концепций, описывающих влияние травматического опыта на личностное развитие, уточнение понятий «депрессивный личностный радикал» и «инстинктивный профиль» как взаимосвязанных категорий

  • методологический уровень

    Разработка комплексного подхода, позволяющего объединить психодинамические, когнитивные, нейрофизиологические и ресурсно-психотерапевтические представления в единую междисциплинарную рамку анализа

  • эмпирический уровень

    Получение статистически достоверных данных, подтверждающих, что тяжесть травмирующего детского опыта и выраженность депрессивных черт личности связаны между собой системно, а также что данная связь модулируется инстинктивно-ресурсными характеристиками и перинатальными факторами

Основная цель исследования
не только в выявлении статистической взаимосвязи между травмирующим детским опытом и депрессивным радикалом,
но и в построении теоретически обоснованной и эмпирически подтверждённой модели, объясняющей этот феномен в единстве нейропсихологических, когнитивных и инстинктивно-ресурсных механизмов

Основная цель исследования

Не только в выявлении статистической взаимосвязи между травмирующим детским опытом и депрессивным радикалом, но и в построении теоретически обоснованной и эмпирически подтверждённой модели, объясняющей этот феномен в единстве нейропсихологических, когнитивных и инстинктивно-ресурсных механизмов
Объект исследования
психическое развитие взрослой личности в контексте последствий травмирующего детского опыта,
включая перинатальные, раннедетские и дошкольные воздействия, способные оказывать долговременное влияние на эмоционально-личностную сферу, устойчивость к стрессу и формирование аффективной симптоматики.
Особое внимание уделяется тем взрослым, у которых наблюдаются признаки депрессивных состояний и личностных структур с выраженным снижением витальности, самооценки и мотивационной активности, потенциально связанных с ранними психотравмирующими факторами семейной или социальной среды
Задачи исследования

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования

  • теоретический анализ

    Провести теоретический анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме травмирующего детского опыта и его влияния на психическое здоровье

  • Основные виды

    Выявить и классифицировать основные виды травмирующего детского опыта, а также охарактеризовать их долгосрочные психологические последствия

  • РОль факторов

    Исследовать роль перинатальных и раннедетских факторов в формировании нейрофизиологических предпосылок депрессивных состояний

  • Анализ механизмов
    Проанализировать психологические, нейробиологические и социально-культурные механизмы, способствующие формированию депрессивного личностного радикала.
  • Эмпирическое исследовани
    Провести эмпирическое исследование, направленное на установление связи между характером травмирующего детского опыта и выраженностью депрессивных личностных особенностей у взрослых.
  • практические рекомендации
    Разработать практические рекомендации по профилактике и коррекции депрессивных состояний, обусловленных негативным детским опытом
Диссертация
  • Влияние травмирующего детского опыта на формирование депрессивного личностного радикала у взрослых
    Можно здесь написать о работе
    Читать
Отзывы
отзывы

СТАТЬЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЖУРНАЛЕ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

В статье представлен анализ влияния травмирующего детского опыта на формирование депрессивного личностного радикала у взрослых женщин.
Выделены три условных типа реагирования на травму: «блокада исследовательской активности», «гипертрофия витального контроля» и «коллапс моральной регуляции». Результаты подчёркивают значение комплексного подхода к изучению депрессивной уязвимости и открывают перспективы для разработки психотерапевтических программ, учитывающих роль раннего опыта и ресурсного потенциала личности.
Статьи и материалы

Статьи и материалы

Научные публикации, посвященные методу нейромедитаций Екатерины Тур и эмоциональному интеллекту