Блог по психосоматике

Гвоздестояние: вредная практика, которая повреждает физическое и психическое здоровье человека

В 2024 году вредная и опасная практика гвоздестояния стала набирать популярность у блогеров-достигаторов и снова появился очередной “волшебный” инструмент, чтобы получить желаемое. Для “успешного успеха” уже недостаточно вставать в 5 утра, делать зарядку и брать прочие аскезы по списку. Пришло время испытывать боль. Только так ты “познаешь дзен, и придет к тебе счастье и процветание”.
Непонятно одно: как агрессивную практику переводят чуть ли не в ежедневную рутину преуспевающего человека. А еще непонятно, как подобное мракобесие, не имеющее никакого исторического прошлого, стало настолько популярным?
Все это время нам упорно показывают только одну сторону монеты, из-за чего обычный человек не может критически взглянуть на метод. Это наводит на определенные вопросы и даже имеет признаки секты, в виде высокого фанатизма и неадекватной, агрессивной реакции на любые формы критики и непредвзятой оценки. Давайте разбираться, что стоит за продвижением гвоздестояния в массы - доказанная польза для здоровья или маркетинговая ловушка.

Откуда к нам пришло стояние на гвоздях

Сегодня бытует мнение, что у гвоздестояния есть своя история, что это “древний метод”, пришедший к нам с востока. По факту - очередная заведомо ложная информация, но давайте по порядку. Лекари Египта, Древнего Китая и Тибета практиковали нажатие на определенные точки на стопах, чтобы лечить те или иные болезни. Они верили, что на стопе есть зоны-проекции всех внутренних органов. Так зародилась акупунктура.
Следует уточнить, что в настоящее время нет ни одного клинического исследования, доказывающего эффективность метода акупунктуры.
В Древней Индии пошли несколько дальше. Практика изначально зародилась во дворе одного богатого дома, хозяин которого, наблюдая за своими детьми, решил, что нужно укрепить их здоровье. Он провел параллель между тем, что обеспеченные индийцы могли позволить себе такую роскошь как обувь, в то время как бедные слои населения ходили постоянно босиком. И понял, что именно поэтому они болеют чаще чем бедняки!
Ведь те, кто не мог позволить себе обувь, постоянно ходили голыми ногами по камням, по земле, по разбитым дорогам. Хозяин богатого дома решил, что если он и члены его семьи тоже будут ходить по камням, то станут более устойчивыми к болезням. С этого момента на задних дворах своих имений, богатые индийцы стали рассыпать мелкие камни, по которым регулярно ходили. Так зародилось гвоздестояние.
Немного позже практика хождения по камням перекочевала в монастырь и превратилась в гвоздестояние и хождение по горячим углям. Монахи верили - стояние на гвоздях помогает отрешиться от земных оков и дать истинное просветление. В то же время, эту практику применяли далеко не все. К ней приходили через многолетнее применение медитаций, суровую аскезу, многочасовые молитвы и мантры, чему полностью посвящали свою жизнь. Такие люди в то время назывались садху, отсюда пошло название досок с иглами.
Считалось, что только при достижении достаточного уровня просветления, человек не будет чувствовать боли. Лишь тогда можно было приступать к стоянию на гвоздях. Однако сегодня на родине гвоздестояния данная практика считается маргинальной, ее открыто высмеивают.
В Европу гвоздестояние пришло из Индии как экзотика, которую факиры демонстрировали наряду с глотанием шпаг, изрыганием огня, хождением по раскаленным углям и битому стеклу. В эпоху моды на мистицизм, йоги стали символом преодоления физической боли и достижения вершины самопознания.
В Россию практику принес Иван Кузнецов в 1980-х годах. Он адаптировал доски с гвоздями под игольчатый аппликатор и запатентовал как “Аппликатор Кузнецова”. Сам энтузиаст врачом не был и не мог доказать лечебный эффект его применения.
Однако подобные аппликаторы не сопоставимы с гвоздестоянием по силе болевого повреждения, поэтому, учитывая широкий позитивный отклик после их использования, связанный с эффектом Плацебо, мы не рассматриваем их с критической точки зрения. Применение допустимо, так как вреда меньше, чем пользы.
В 2021 году гвоздестояние (или гвоздетерапия) стало модным трендом. Сегодня запросы по нему подаются в поисковики в три раза чаще. Это связано с тем, что практика мутирует, пытается паразитировать на психологии, психосоматике и эзотерике, используя ложные внушения и манипуляции над доверчивыми людьми. А порой и вовсе над людьми отчаявшимися.
Человеку свойственно проявлять интерес к экзотическим новинкам. Особенно, если таковые за короткий период обещают “решить ваши проблемы, излечить от недугов и привести к успеху”. Но что происходит на самом деле?

Что обещают проводники гвоздестояния

Начнем с того, что волшебный эффект гвоздестояния строится на трех ловушках: завышенные ожидания (ложные внушения), затем дофаминовая буря (опиоидная эйфория после стояния на гвоздях), затем дофаминовая петля (физическая потребность стоять самому и фанатичное желание тут же начинать ставить на гвозди ближнего своего). Если верить адептам, то садху - это та самая волшебная таблетка, которая:
  • исполняет желания;
  • избавляет от проблем с деньгами;
  • помогает прощать род, отпускать обиды, исцеляться от прошлых неудач;
  • исцеляет от любых заболеваний, включая онкологические;
  • развивает осознанность:
  • ведет к успеху и процветанию.
Человек верит. Жизнь сегодня проходит в сумасшедшем ритме с ежедневными стрессовыми ситуациями, тревожной обстановкой в мире, переживаниями о завтрашнем дне. Поэтому быстрое решение - то, что "нужно". Что может быть проще: постоял на гвоздях, помучился несколько минут. Зато после наступает эйфория и ощущение, что все не так уж плохо, и все тебе по плечу.
Наиболее “матерые” гвоздестоятели уверяют, что это - рефлексотерапия, развитие устойчивости к стрессу, позитивная стимуляция организма и прочие заведомо ложные утверждения, которые прячут под собой сильнейшую дофаминовую зависимость мастера. Ему надо ставить людей на гвозди, чтобы зарабатывать деньги. Остается дело за малым - приобрести доску с гвоздями и записаться на специальный курс.

Гвоздестояние как источник заработка

Человек решился стать “лучшей версией себя”, набирает запрос в поисковике “стояние на гвоздях” и … Всего за один день он может стать адептом гвоздестояния и уже завтра начать ставить живых настоящих людей на гвозди. Риск инсульта? Риск инфаркта? Эпилепсия? Вы напишите расписку об ответственности, а все остальное будет происходит на ваш страх и риск. Ничего личного, просто бизнес.
Ассортимент досок садху настолько велик, что разбегаются глаза:
  • всевозможные материалы и размеры досок;
  • доски для начинающих и для продвинутых;
  • разные материалы и шаг гвоздей;
  • дизайн на любой вкус.
Плюс сопровождающие аксессуары: чехлы, медные чаши, ароматизированные свечи, пало санто, стулья. Все в разных ценовых сегментах от общедоступного до премиум класса. Как не потеряться в этом изобилии и сделать правильный выбор? Верно - узнать у специалиста. Тут открываются новые варианты-мутанты данной практики, и ему предлагаются:
  • коллективное гвоздестояние;
  • гвоздесидение, гвоздележание (попытка заставить тело выбрасывать больше дофамина после того, как сформировалось первичное привыкание и снижение ноцицепции);
  • индивидуальные многочасовые (минимум 2 часа) сессии с проводником и дальнейшим сопровождением;
  • онлайн-курсы и вебинары по самостоятельному освоению гвоздетерапии;
  • еще один пункт в прайсе йога-студий.
Но и это не так печально, как то, о чем мы будем говорить далее. Начнем с того, что сами проводники садху не имеют медицинского или психологического образования, пользуются исключительно поверхностными знаниями о реакции организма в ответ на болевое раздражение.
Они не говорят о противопоказаниях, о возможных последствиях для здоровья, не требуют справки от врача, ставят новичков на гвозди всего лишь после нескольких часов инструктажа и не наблюдают за его состоянием по завершению практики. Они не обрабатывают доски даже на коллективном гвоздестоянии, при этом поранить кожный покров об острые гвозди крайне просто. Риск инфекции? О чем вы!
Грибки, вирусы, бактерии, гепатит Б, ВИЧ и многое другое вполне могут передаваться через гвозди, ведь многие люди во время практики прокалывали ноги до крови. Неоднократно приходят комментарии о том, что сталкиваются со ржавыми гвоздями и грязными, черными от пыли и кожных шелушений досками. Где гарантии, что вы ничем не заразитесь? Их просто нет.
Что это, если не шарлатанство и стремление заработать на доверии людей, которым нужна психологическая поддержка? О чем кричат почты и афиши адептов? О том, что обучиться мастерству можно за несколько дней, а всего пятнадцать минут гвоздестояния заменят несколько лет психотерапии. А поскольку многие люди хотят получить исцеляющую таблетку, которая очень быстро и, главное, без особых усилий решит все их проблемы, спрос на такие практики просто бешеный. Но правда ли в том, что человеку это ничего не стоит? Нет конечно, потому что последствия от практики могут быть самые непредсказуемые.
Можно было бы пройти мимо и не тратить время на написание данной статьи, если бы это не касалось жизни, и если бы чуть ли не каждую неделю мне не приходили письма и сообщения о страшных последствиях гвоздестояния. О которых, разумеется, не говорят.

Что такое гвоздестояние на самом деле

Доказательств положительного воздействия гвоздестояния и гвоздетерапии на физическое и психологическое здоровье человека, которые доказаны наукой, НЕТ. Зато есть более чем внушительный список исследований, доказывающих катастрофические последствия для организма перегрузок порогового болевого раздражения.
Проводник не знает, какой именно интенсивности болевое раздражение вызовет конкретно у вас болевой шок, после которого можно в принципе не очнуться.
Во время гвоздестояния организм испытывает сильнейший болевой стресс, который по своей силе сопоставим с травматическим шоком. С таким же успехом, вы можете приложить ладонь к вскипающему чайнику и подержать ее пять минут не одергивая руку, поставить ногу под ножку дивана и простоять так пол часа или специально ударяться мизинцем о дверной порог, чтобы боль не утихала и терпеть ее, в надежде, что через эту боль вы “проработаете” все свои проблемы - звучит как бред.
Но, только если не произносится слово "гвоздестояние", которое ничем не отличается от перечисленных способов сделать себе больно. Что обычно испытывает человек во время практики гвоздестояния? У него повышается давление, учащается частота сердечных сокращений, дыхания, темнеет в глазах; на уровне организма происходят следующие изменения: угнетается работа почек и активность парасимпатической нервной системы.
В каждом из перечисленных ситуаций происходит то же самое, только при гвоздестоянии это может проявляться еще сильнее, ведь вы буквально всем весом стоите на очень острых гвоздях!
Тело кричит "НЕ НАДО!", а разум, опьяневший от внушенных ему благ и ложных обещаний, подвергает организм самой настоящей пытке.

Может ли стояние на гвоздях излечить физические заболевания?

Стояние на гвоздях опирается на идеи нетрадиционной медицины о том, что воздействие на стопу способно излечить другую часть тела. Однако, повторюсь, годы исследований не обнаружили связи между конкретными участками кожи стоп ни с одним внутренним органом. Поэтому научных доказательств того, что применение садху может вылечить или предотвратить какое либо заболевание, не существует. А принести физический вред вполне способно.
Следующий вопрос, а является ли практика гвоздестояния предсказуемой? Уверен ли проводник, что человек перед ним не упадет в обморок, не получит болевой шок, а что если вдруг у него разовьется острое нарушение работы сердечно-сосудистой системы. Кто в этом случае будет нести ответственность и будет ли это уже иметь значение для того, кто просто пришел решить свою проблему?
Но, даже если мы предположим, что эта теория верна. Нужна ли организму подобная сверх-сильная стимуляция всех внутренних органов и систем? Ведь воздействие происходит не точечно, а по всей стопе вне зависимости от хода доски.
Начнем с того, что начало практики гвоздестояния нередко сопровождается неконтролируемым мочеиспусканием, неконтролируемой дефекацией, потери сознания и даже состояниями “аффекта”. Люди падают в обморок, разбивают головы, ранят ноги, выбегают на улицу в измененном сознании.
Когда человек выдержал первые 30-60 секунд и продолжает стоять на гвоздях, его тело продолжает испытывать сильнейшую боль. Физиологию не обманешь. Горячий чайник – это больно. Стоять на острых гвоздях – это больно.
"Я сорвалась с досок и в чем была, без куртки и сапог выбежала прямо на улицу, зимой. Побежала вдоль шоссе. Хорошо, что меня в машине у подъезда ждал мой молодой человек, он увидел меня и успел догнать. Когда я пришла в себя, в не помнила, что со мной произошло."
Продолжая рассматривать медицинский аспект опасности практики гвоздестояния, важно акцентировать внимание на этических факторах, таких как: отсутствие у практикующего справки с противопоказаниями, незнание болевого порога конкретного человека, отсутствие факта сбора анамнеза жизни. А ведь у кого-то высокая интенсивность болевого раздражения способна вызвать травматический шок, после которого человек даже на фоне оказания экстренной медицинской помощи может больше не прийти в себя.
Таким образом происходит мобилизация ресурса в ответ на травматический стресс. На 2-3 минуте тело попытается скомпенсировать боль, после чего проводник переходит к не менее опасным психическим воздействиям, о которых мы поговорим позже.
"Как только я встал на доски, мне стало очень больно. В глазах тут же потемнело и я упал всем телом вперед, прямо на подоконник. От удара потерял сознание, очнулся весь в крови, надо мной навис бледный и испуганный мастер гвоздестояния. Скорую помощь он вызывать отказался. У меня было рассечение лба, я сам поехал в ближайшую травму накладывать швы."
Параллельно с этим, на уровне гормонов в организме происходит настоящая катастрофа: сначала активируется гипоталамо-гипофизарно-надпочечная ось, одновременно выбрасываются адреналин, ноадреналин, вазопрессин, кортизол, а поскольку тело пытается обезболить себя, происходит выброс огромного количества дофамина и серотонина. В кровь поступают эндогенные опиоды, которые помимо аналгезирующего действия, оказывают сильное седативное и каталептическое действие.
Все вместе эти гормоны создают в крови наркотический коктейль, который практически мгновенно вызывает привыкание. Сначала психологическое, а затем физическое.
Через несколько минут после схождения с досок этот коктейль погрузит человека в состояние глубокой эйфории и подарит ему удовольствие, сопоставимое с приемом настоящих наркотических средств. В ответ на порогое болевое раздражение происходит массивное нарушение электрохимической передачи импульсов в нейронах головного мозга.
Кажется, что испытать все это единожды - уже является сильнейшим стрессом, а если делать это регулярно? Нарастает гормональный дисбаланс, кортизол постепенно снижает иммунитет, взламывает антиоксидантную (противоопухолевую) систему, повышает проницаемость гематоэнцефалического барьера, способствует локальному отложению жировой ткани и многое, многое другое. У женщин после подобных практик наблюдается сбой менструального цикла, внутриматочные кровотечения, манифестация эндометриоза и т. д., то есть подобный стресс способен вызвать развитие заболеваний репродуктивной системы. Кажется, что всего вышеперечисленного уже достаточно, чтобы отказаться даже от мыслей попробовать гвоздестояние.
Причем для того, чтобы сбился цикл достаточно испытать шоковые болевые нагрузки всего один раз. Можно ли ценой собственного здоровья решать ментальные и психические проблемы?
Но, дофамин будет снова гнать человека на гвозди ради той эйфории, которую он испытывает после. А организм продолжит страдать. При регулярных практиках происходит истощение резервов, начинает обостряться разнообразная хроническая патология, а регулярное нарушение ЭХ-активности нейронных локусов становится предиктором развития деменции. Это приводит к общему сбою работы организма, накоплению лишнего веса, сбоям в женской половой системе вплоть до маточных кровотечений и бесплодия.
Поэтому становится на гвозди категорически противопоказано каждому без исключения человеку, вне зависимости от его исходного состояния здоровья.
Но почему-то те, кто зовут постоять на досках с гвоздями, не говорят даже о трети подобных последствий. Очевидно, что данная практика непредсказуема и опасна. Но мы еще не рассмотрели психологическую составляющую данного метода терапии, как его называют последователи гвоздестояния. И тут дело обстоит еще серьезнее…

Гвоздестояние с точки зрения психосоматики. Что такое дофаминовая петля?

Практика гвоздестояния построена на остром болевом ощущении. Человек становится на гвозди - испытывает боль. В этот момент его внимание переключается от мыслей, которые его волновали, в эпицентр боли. Именно это проводники называют освобождением от негативных установок. На самом деле - это кратковременное замещение психологических проблем физическими страданиями.
В этом заключается ловушка. Человеку кажется, что его внутренняя проблема решена. Но на смену эмоциональному подъему скоро приходит спад - так называемая дофаминовая яма. Становится физически плохо, эмоционально невыносимо, психика и тело переживают ломку. Она заставляет искать способы быстрого получения гормона счастья, а также адреналина.
В прошлом году я участвовала в съемках программы о вреде гвоздестояния, и один из адептов метода уверенно и гордо заявлял о том, что при помощи гвоздей он, цитирую "исцелил никотиновую, алкогольную и сексуальную зависимости". Вот только то, что он называет "исцелением", называется "дофаминовым замещением", что лишь подтверждает то, насколько сильная петля формируется в результате причинения себе боли.
Прежде всего, в психосоматике мы обращаем внимание на саму потребность жертвовать своим телом, испытывая боль для достижения результата. Эта решимость идти в гвоздетерапию сформировалась не просто так, не просто так метод стал настолько популярным. Идет грязная игра на человеческих травмах, в том числе на негативном детском опыте.
Существует такое понятие, как "малигнизация травматического опыта", который со временем перетекает в фазу соматизации. Поврежденные дети становятся поврежденными взрослыми, и неизвестно какая психосоматическая дисфункция может развиться у них в ответ на шоковые болевые нагрузки, применяемые с ложной целью исцеления. Когда тебе предлагают решение твоих проблем, кажется, что боль стоит того, просто потому, что ты привык терпеть.
Учитывая, что происходит нарушение баланса вегетатики, на первое место выходит подавление активности блуждающего нерва, а это различные нарушения работы внутренних органов, начиная с кишечника и заканчивая щитовидной железой. А также бессонница, нарастание тревоги в периодах без гвоздестояния, развитие различных форм депрессии и тревожных расстройств. Могут формироваться психосоматозы.
Поэтому слова «психосоматика» и «гвоздетерапия» в принципе не сопоставимы друг с другом. В психосоматике мы признаем целостность человека на трех уровнях – тело, сознание, бессознательное.
Нервная система разделена на две части: центральную и автономную. Центральная отвечает за произвольные движения, который подчиняются воле человека. Автономная контролирует непроизвольные процессы в организме: дыхание, сердцебиение, кровообращение, выработку гормонов.
Болевые рецепторы (ноцицепторы) формируются сенсорными нейронами в нервной системе человека. В основном они размещены на коже или во внутренних органах. Ноцицепторы получают сигнал о травме, обрабатывают его и направляют в спинной мозг. Так они показывают, что необходимо прекратить взаимодействие с тем объектом, который наносит вред организму. При этом боль - главный ориентир для того, чтобы немедленно оказать человеку помощь.

Гвоздестояние с точки зрения психологии

Маркетинг работает на человеческих слабостях. Современному человеку, поврежденному в детстве, привыкшему жертвовать собой ради достижения результата, дают волшебную таблетку, используя различного рода манипуляции и обещания, масштаб которых ограничивается лишь воображением адептов метода.
Но давайте пошагово разберем, в чем именно кроется манипуляция и какое психическое повреждение можно получить, применяя данный метод.
Первое, это завышенные обещания. Желания, исцеление, богатство, проработка рода и мое любимое «можно работать с психологом несколько лет и проработать эти проблемы за 15 минут на гвоздях». "Ну подумаешь, я потерплю боль, зато все мои проблемы решатся".
Людям нарочно дают волшебную таблетку, развивают у них магическое мышление, чтобы сделать более уязвимыми. В практику часто приходят люди, испытывающие токсичное чувство вины, у которых нарушено восприятие и осознание собственной самоценности. А если такой человек включает критическое мышление и говорит, что «это очень больше и он не уверен, что ему это нравится», в ответ он слышит классическое: «Гвозди – это не про боль», это не про «потерпеть», это «про почувствовать себя через боль» и «Возвысится над нею».
Возникает закономерный вопрос, а зачем человеку вообще испытывать боль для достижения какого-либо результата? Даже для духовного роста. Не является ли это тоже откровенной подменой понятием и внушением? Телу больно, точка. Мы физиологию не обманем.
Второе, это как раз такие само решение идти в боль. Селфхарм - несуицидальное самоповреждение, когда человек пытается перевести свое эмоциональное страдание в физический эквивалент, нанося себе повреждения. Цель уменьшить психологический дискомфорт. Постепенно формируется аутоагрессия, которая может проявляться в различных формах.
Перестать думать о реальной проблеме и переключить внимание на телесное страдание. Вот только после того, как дофаминовая буря закончится, на человека снова лавинообразно спустится серость его повседневной жизни.
Третье, принуждение. Некоторые проводники удерживают людей на гвоздях, не давая им сойти, когда человек начинает паниковать от боли, что является абсолютно естественной защитной реакцией. Это особая форма насилия. Именно ее мы встречаем в комментариях «если тебе больно, то это твои блоки» или «если тебе больно, ты неправильно подготовился». Невозможно «правильно» ввести подготовить человека так, чтобы практика, основанная на боли, не причиняла ему боль. Возникает диссоциация с телом, которую испытывают люди после травматического опыта, включая опыт физического и сексуализированного насилия.
Диссоциация – область пограничной психопатологии, относится к классу травматических расстройств, то есть расстройств, развивающихся после психотравмирующего переживания
Четвертое, сама проработка. Только представьте, какие страшные вещи с человеческим сознанием может сотворить проводник без образования? То, что гвозди якобы решают за 15 минут уходит на самом деле в долгие годы работы с психотерапевтом. Ложные внушения, деструктивные установки, подмена понятий в состоянии наивысшей психической уязвимости – это самое настоящее повреждение. Человек в состоянии болевой перегрузки перестаёт анализировать входящую информацию и начинает всё принимать за чистую монету.
Одним из самых частых результатов подобных проработок является ретравматизация. В попытке справиться с травмой происходит повторное повреждение, которое может быть еще сильнее, чем первое. Проводник пошел домой, а человек остался внутри этой травмы. Никто ни за что ответственности не несет.
Пятое, закрепление деструктивной установки о том, что «результат можно получить только через боль». Похудеть – голодовка, накачать пресс – убиться в зале. Разбогатеть – начать истязать себя на гвоздях. Вот только… никакого предсказуемого психического результата от данной практики нет, даже эффект плацебо в данном случае не срабатывает.
Опасно, непредсказуемо, вредно для тела и психики. Психологическое и психотерапевтические сообщества сегодня обращают особое внимание на то, что современному человеку требуется избегать методов самонаказания и самоповреждения. Лучше обратиться к грамотному специалисту, который не будет подвергать вас боли и страданию.

Выводы

Мы не имеем права заставлять свое тело страдать, это абсолютно противоестественно и лишь усугубляет внутренние конфликты, провоцируя нарастание диссоциации. Гвоздетерапия за полтора года изучения научила меня одному: ни мужчина, ни женщина не должны терпеть боль и не должны ее выбирать для решения проблем.
Никакой результат не стоит телесной боли. Для достижения результата человеку предстоит подружиться с собой, и возможно в будущем научиться себя любить. Научиться расслабляться, заботиться о себе. И тогда пути достижения результата изменятся.
Человек - изначально совершенное существо. Все его системы взаимодействуют друг с другом. Если где-то происходит сбой, страдает весь организм. Тело само показывает, где неполадки и как их устранять.
Ни одно живое существо не причиняет себе боль целенаправленно.
Шарлатаны зарабатывают деньги на доверчивых людях, пользуясь мистическим ореолом вокруг экзотических практик, паразитируя на психологии, психосоматике и психотерапии. Они продают надежду на быстрое решение проблем людям, которые имеют глубокие психологические травмы. Поверхностные знания о реакции организма на болевые раздражители и отсутствие медицинского образования у проводников гвоздестояния, делают эту практику крайне опасной.
Человек, который приходит в практику стояния на гвоздях, ждет помощи. Вместо этого получает адреналиновую зависимость и дополнительные проблемы в жизни. Чтобы снова почувствовать себя в ресурсном состоянии, он постоянно ищет острых ощущений, боли, страха. Зачастую с риском для жизни.
Относитесь бережно к своему физическому и ментальному здоровью. Нельзя работать с ментальными задачами через физическую боль. Прежде, чем заходить в любую практику, изучите всю доступную информацию. Слушайте свой организм.
«Когда мы учимся управлять получаемыми данными, то понимаем, что не существует универсального метода, который поможет решить все проблемы. Работа над собой — это всегда сложный, многогранный, многокомпонентный процесс, в ходе которого важно получать удовольствие. И еще: ни один метод, применяемый для достижения результата, не должен причинять вред человеку».
Учитывая, что каждый подобный материал сопровождается шквалом неадекватных комментариев адептов, который лишь подтверждает у них наличие зависимости, ниже собраны классические манипуляции, являющиеся ложными внушениями для оправдания метода. Самые частые:
  1. «Это не больно». Любое ложное внушение «тебе не больно», когда тебе больно – это путь в диссоциативное расстройство, и адепты делают это умышленно. Когда болевое раздражение притупляется при регулярной практике, это говорит лишь о снижении болевой чувствительности и повреждении нейронных локусов головного мозга, отвечающих за передачу и прием болевого сигнала.
  2. «Ну конечно, лучше ничего не делать, лежать на диване и есть тортики». Нет, классическая психология и психотерапия - это важный процесс внутреннего восстановления, а психосоматика и вовсе начинается с обращения к врачу. Если человек выбирает не вставать на гвозди, он оказывается вне зоны внушений.
  3. «За 15 минут решается то, что на что у психотерапевта уходят годы». На самом деле то повреждение, которое получает человек отпечатывается на психическом и соматическом уровнях, усложняя процесс психотерапии, на которую теперь потребуется больше времени.
  4. «Если проводник боится, то к нему лучше не идти». Страшно, когда проводник не боится причинять людям боль.
  5. «Женщины рожают и смогут выдержать боль». Частое сравнение родовой боли и боли от гвоздей - грязная спекуляция. Роды и гвоздестояние – это несравнимые вещи. Роды являются естественным процессом для организма женщины, к которому организм готовится. Женщина не относится к родам как к практике и не идет рожать, чтобы решить психические и эмоциональные проблемы. Гвоздестояние преподносится как метод, решающий проблемы. И любое сравнение является ничем иным, как манипуляцией над женщинами, агрессивная продажа им метода гвоздестояния.
  6. «Тебе не больно, а если больно, то это твои блоки». Боль - это индикатор повреждения, знак того, что нужно незамедлительно устранять ее причину. В то же время, осознанно причинять себе боль абсолютно противоестественно для живого существа. Настолько же противоестественным для специалистов помогающих профессий должны быть продажи через внушение чувства стыда и неполноценности клиента.
  7. «Гвоздестояние – это аскеза». В древние времена так действительно было, поэтому, если мужчина захочет использовать данный метод в качестве инструмента для духовного роста и развития, никто не в праве ему запретить. Однако, если он будет по утрам обливаться холодной водой, это будет для него полезнее. По крайней мере, это доказывают научные исследования.
  8. «Если правильно подготовить человека, то это не больно». Подготовка – что это такое? То есть вы готовите человека терпеть боль? Отсутствует четкий протокол действия проводника, в то время, как человек пришедший с улицы и вставший на гвозди, доверивший ему свое физическое и психическое здоровье, подвергается сильнейшему телесному стрессу.
  9. «Гвозди исцеляют». От какой болезни вы исцелили человека? Есть ли справки от врача? Подобные высказывания распространяются лишь практикующими гвоздестоятелями для поддержания ажиотажа и оправдания зависимости.
  10. «Всем помогает и вам поможет». На круге гвоздестояния человек думает, что окружающие кричат от распаковки эмоций, проработки боли, а на деле им просто больно
  11. «Зато после будет хорошо». Конечно будет, будет очень хорошо. Ведь вас с головой накроет дофаминовая буря.
  12. «Это научный метод!». Адепты методов заявляют, что собирают «научные» форумы, но это ничто иное, как обычная самодеятельность, не имеющая ничего общего с наукой. Все заявляемые адептами метода статьи и научные публикации почему-то не индексируются ни одной базой по доказательной медицине. Точно такая же самодеятельность и в обучении, как однодневные или двухнедельные курсы подготовки проводников, где каждый эксперт несет сомнительную отсебятину про энергию, потоки и высшее я.
Метод гвоздестояния опасен, непредсказуем и может оказать негативное влияние на физическое и психическое здоровья человека.
Благодарю за прочтение статьи! Данный материал предназначен для обычного человека, который собирает информацию о методе гвоздестояния и имеет право знать другую сторону монеты, отличную от маркетинговых источников.